Только представьте, вы заблаговременно запланировали отпуск, купили авиабилеты, забронировали жилье – в-общем, сделали все и спокойно дожидаетесь только даты вылета. Приезжаете в аэропорт, встаете в очередь на регистрацию и когда подходит ваш черед, представитель авиакомпании заявляет: “Сожалеем, но мест на борту больше нет”. Поверить в такое невозможно, но это абсолютно реальная ситуация, причиной которой стал овербукинг.
Овербукинг – что это
Овербукинг – это продажа сверх того, что можно продать. Бывает такое не только в авиации. Но мы будет разбираться именно с овербукингом в авиакомпаниях. То есть, например, на конкретном рейсе 50 мест на борту, а билетов продано 55. И это вполне законно.
Родина явления овербукинга – США. В 1950-х годах авиакомпании подсчитали свои убытки в результате отказов от перелета и перевозки пустых кресел. Оказалось, что примерно 10% пассажиров не являются на рейс и оформляют возврат. А авиакомпания при этом везет пустые кресла. Все это приводило к существенным убыткам.
В результате была разработана новая маркетинговая стратегия – овербукинг. То есть, продавать билетов стали больше, чем мест на борту, рассчитывая на те самые 10% пассажиров, которые на рейс не являются. А в тех ситуациях, когда мест не хватало, невезучим пассажирам компенсировали все неудобства. И это, к конечном счете, тоже было дорого, хотя и случалось редко.
И, наконец, авиакомпании пришли к идеальной схеме. Они также продают билетов больше чем мест, но при этом в случае овербукинга ищут пассажиров-добровольцев, которые готовы перенести перелет взамен на определенные компенсации. То есть, разница в том, что при такой стратегии пассажир отказывается от поездки добровольно, а юридически – это совсем иная ситуация, нежели принудительный отказ.
Мест на борту может не хватит и по техническим причинам, например, когда неожиданно борт на рейсе заменяют на меньший. Еще один случай овербукинга – когда на рейс в срочном порядке “сажают” сотрудника авиакомпании или VIP-персону. Или же – что бывает достаточно редко, авиакомпания вынуждена взять на борт депортированных граждан, разумеется, на места, оплаченные обычными пассажирами.
Овербукинг в России
К сожалению, по состоянию на 2019 год закон об овербукинге в России все еще на стадии обсуждения, в отличие от закона о невозвратных тарифах, который был принят еще в 2014 году. Формально, овербукинг отечественным авиакомпаниям не запрещен, но при этом процедура никак не регламентируется. Закон о защите прав потребителей РФ, фактически приравнивает овербукинг к мошенничеству. Но не спешите радоваться, это значит всего лишь то, что свои права вам придется доказывать в суде.
Чиновники не планируют легализацию овербукинга в России. Но обсуждают введение компенсаций для пассажиров, что было бы очень удобно. Примерные суммы компенсаций пассажиру за овербукинг на рейсе российской компании могут быть от 200 до 400 долларов на международных рейсах, и от 8000 до 20000 руб. на внутренних рейсах (сумма зависит от дальности рейса). Кроме компенсации пассажир будет вправе потребовать возврат средств за неиспользованный билет или же согласиться вылететь другим рейсом. Ну и дополнительные бонусы в законе тоже планируется прописать – предоставление гостиницы, повышение класса обслуживания и т.д.
Все перечисленные изменения в Воздушный кодекс РФ чиновники планировали внести еще до конца 2018 года. Но, как мы видим, воз и ныне там.
Собственно, сегодня в случае овербукинга отношения между авиакомпанией и пассажиром регулируются Воздушным кодексом и Законом и защите прав потребителей.
Овербукинг за рубежом
В Европе овербукинг – явление вполне законное и четко регламентированное. Правила прописаны в Регламенте ЕС 261/2004. Пассажиру, в случае овербукинга, полагается компенсация от 250 до 600 евро (250 евро на рейсах дальностью менее 1500 км., 400 евро на рейсах дальностью от 1500 до 3500 км., 600 евро на рейсах свыше 3500 км.).
Вместо денег вам могут предложить ваучер, который можно будет обменять на авиабилеты. Но у вас есть право от такого ваучера отказаться и требовать возврат средств.
Помимо компенсации авиакомпании предоставляют трансфер, оплачивают еду, берут на себя вопросы хранения багажа и пр.
Это все актуально если вы летите из аэропорта любой из стран ЕС, или из Швейцарии, Исландии или Норвегии.
В США овербукинг также узаконен. Компенсации до 1300 долларов.
Что делать пассажиру в случае овербукинга
Итак, это случилось. Читайте и запоминайте порядок действий.
- Во-первых, стоит узнать, какие варианты предлагает вам перевозчик. Скорее всего, вам предложат лететь другим бортом и может быть, мили или повышение класса в качестве извинения. Быть может, предложенный вариант вас вполне устроит.
- Если у вас билет в Бизнес-класс, а места остались только в Экономе, требуйте возврат разницы стоимости билетов.
- Если авиакомпания отмалчивается, выясните, есть ли еще пострадавшие. Может быть, вы не один сняты с рейса из-за овербукинга. Коллективные заявления обладают большей силой.
- На вашем билете должна стоять отметка о том, что вы не посажены на рейс и о причине отказа. Позаботьтесь об этом, обратившись к представителю авиакомпании.
- Обязательно сохраняйте все чеки и квитанции на понесенные в результате овербукинга расходы – то есть, обед, трансфер, отель, все, на что пришлось потратиться из-за того, что вы никуда не улетели.
- Пишите заявление на имя авиакомпании с требованием компенсации понесенных затрат.
Если овербукинг случился на территории ЕС и вы летите европейской компанией, овербукинг может даже оказаться выгодным для вас случаем. Когда представитель авиакомпании заявит об овербукинге и будет искать добровольцев, если вы не торопитесь, вполне можно вызваться в числе таковых. О размере компенсации в ЕС я писала выше.
Вам предложат лететь другим рейсом, вы получите компенсацию за овербукинг, а также авиакомпания должна будет предоставить еду, напитки, отель и трансфер (в зависимости от времени ожидания следующего рейса).
Все чеки, билеты и квитанции лучше сохранять до того момента, когда все вопросы будут благополучно разрешены.
Если случилось так, что и на рейс вас не посадили, и компенсацию не предоставили, придется обращаться в суд, что учитывая европейское происхождение перевозчика, довольно затруднительно. В такой ситуации могу посоветовать посредников, Compensair, например, которые берут на себя все вопросы о компенсации за 25% от той суммы, которую вы в результате получите.
Как избежать овербукинга авиабилетов
100% застраховать себя от овербукинга не получится. Это как лотерея. Но определенные действия все же помогут снизить риск оказаться в числе тех несчастливцев, которые не попадут на борт.
- Если такая возможность есть, пройдите онлайн регистрацию на рейс;
- Если онлайн регистрация не доступна, постарайтесь приехать в аэропорт с запасом, чтобы пройти регистрацию в числе первых пассажиров;
- Избегайте наиболее загруженных рейсов – вечерние и утренние часы, пятница и пн., и т.д.
[tp_from_our_city_fly_shortcodes origin=MOW title=”Дешевые билеты из Москвы” limit=20 paginate=true stops=0 one_way=false subid=”aviagid” currency=”RUB”]