Авиа-гид уже рассказывал достаточно подробно о том, что представляют собой невозвратные авиабилеты. Сегодня мы обновим информацию о том, в каких случаях пассажир имеет право на возврат денег при аннулировании бронирования невозвратного билета на самолет.
Во-первых, банальный, казалось бы, совет – при бронировании ВСЕГДА обращайте внимание на примечания к тарифу. И в поисковых системах авиабилетов, и системах бронирования, и на сайтах авиакомпаний – везде всегда указано, если билет не возвратный. Кстати, многие авиакомпании сейчас предлагают такую услугу как “полный возврат”, по которой в случае возврата билета (при соблюдении прописанных перевозчиком условий) будет возвращена полная сумма, включая все возможные сборы.
Невозвратный билет вернуть, то есть, аннулировать, можно, конечно, в любом случае. Но вот вернуть за него деньги реально только в определенных условиях. Если отмена перелета состоялась по одной из следующих причин:
- болезнь самого пассажира;
- болезнь попутчика (при условии бронирования на один рейс с попутчиком, разумеется);
- смерть близкого родственника.
С 2022 года некоторые авиакомпании признают за уважительную причину также мобилизацию. Но это только на усмотрение перевозчика, в законе такой пункт не прописан.
Каждый из перечисленных случаев для возврата средств нужно будет подтвердить соответствующими документами. Кроме того, нужно оповестить перевозчика о необходимости аннулировать билет как только вы узнали об этом, не затягивая с процедурой.
Для возврата средств на адрес авиакомпании (если покупали напрямую у перевозчика) или агентства (если покупали в системе бронирования) нужно написать заявление о возврате средств с объяснением причин. К этому заявлению прикладываются подтверждающие документы.
Конкретные требования к форме заявления и списку документов смотрите на сайте перевозчика или системы бронирования, куда собираетесь адресовать заявление. Т.к. требования могут несколько отличаться.
Вернуть деньги за невозвратный билет можно также и в других ситуациях вынужденного отказа от перевозки. Это:
- отказ от посадки на оплаченное место (в случае овербукинга, например);
- задержка или отмена рейса;
- перенос рейса на более ранее время вылета;
- в случае опоздания на рейс из-за задержки на досмотре, при условии, что у вас не нашли запрещенных к провозу вещей (при этом, если уже во время досмотра вы понимаете, что ваш самолет улетел, нужно требовать от сотрудников аэропорта документы, подтверждающие факт задержки из-за досмотра);
- вы опоздали на рейс из-за того, что был задержан предыдущий рейс, на которой был завязан и остальной маршрут (также берите от авиакомпании документы о задержке рейса);
- в билете допущена ошибка, включая ошибки в имени, паспортных данных и т.д..
Алгоритм подачи заявления на возврат средств в случае вынужденного отказа от перевозки по вине авиакомпании или сотрудников аэропорта все тот же. Пишете заявление, прикладываете документы.